Круглосуточные телефоны

Снятие информации с технических каналов связи (СИТКС)

23.09.2024

По данным исследований Минкомсвязи и ряда мобильных операторов, россияне стали реже звонить по телефону. Так, оператор Yota сообщает о том, что время, которое тратили его абоненты на привычные звонки, в 2024 году сократилось на 14 % по сравнению с показателями 2023 года. Связано это с бурным развитием мессенджеров и социальных сетей: большое количество абонентов использует указанные инструменты не только в частных, но и в деловых целях.

Учитывая это обстоятельство, электронные почтовые ящики, соцсети и мессенджеры становятся ценным источником информации для правоохранительных органов о совершенных и готовящихся преступлениях, в том числе экономического характера. Возрастает значение оперативно-розыскного мероприятия под названием «снятие информации с технических каналов связи» (сокращенно – СИТКС), предусмотренного ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», особенно при расследовании преступлений коррупционной направленности и преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Что представляет собой снятие информации с технических каналов связи? Его сущность заключается в контроле и перехвате с помощью специальных технических устройств текстовой, графической или иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по каналам связи, получение такой информации от операторов, осуществляющих ее передачу и хранение. Обычно к техническим каналам связи относятся радио- и радиорелейные каналы, каналы передачи SMS-сообщений, глобальная сеть Интернет и не только. Примечательно, что предметом данного ОРМ может быть не только непосредственно передаваемая по каналам связи информация, но и сведения о местонахождении абонентского устройства, о соединении этого устройства с другим оборудованием. Такие данные помогают в поиске пропавшего без вести лица.

Снятие информации проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и МВД в порядке, определяемом межведомственными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД. Для проведения мероприятия правоохранители вправе привлекать технических специалистов. Однако сведения о конкретных методах снятия информации с технических каналов связи являются государственной тайной согласно п. 85 Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203.

Условия проведения ОРМ в виде снятия информации с технических каналов связи

Поскольку ОРМ в виде снятия информации с технических каналов связи ограничивает конституционные права граждан (в частности, на тайну переписки), его проведение возможно только на основании судебного решения и при наличии данных о:

  1. Признаках готовящегося, совершающегося или совершенного преступления, предварительное следствие по которому проводится в обязательном порядке.
  2. Лицах, причастных к противоправному деянию, по которому предварительное следствие проводится в обязательном порядке.
  3. Событиях, действиях или бездействии, угрожающих государственной, экономической, военной, экологической или информационной безопасности страны.

По общему правилу, срок действия постановления суда, разрешающего проведение данного ОРМ, не может превышать 6 месяцев. При необходимости он может быть продлен.

Но в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» также сказано, что полиция может читать переписку и без предварительного судебного решения. Например, такое возможно в случаях, не терпящих отлагательства, если промедление приведет к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления. Но должны соблюдаться следующие условия:

  • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРМ;
  • уведомление суда о проведении ОРМ в течение 24 часов;
  • получение разрешения суда на проведение ОРМ в течение 48 часов после его начала или прекращение процедуры снятия информации.

Как показывает практика, при проведении данного ОРМ сотрудники правоохранительных органов часто допускают нарушения. Этому способствует сама специфика оперативно-розыскной деятельности, отличающаяся негласностью и конспиративностью. Поэтому граждане, в отношении которых проводится данное мероприятие, лишены возможности оценивать его с точки зрения законности и обоснованности. Соответственно, обжалование действий осуществляющих ОРД органов также затруднено, поскольку лицо может просто не знать об их проведении. Но иногда о данном факте все же становится известно.

Например, в Москве в ходе снятия информации с технических каналов связи оперуполномоченный отдела угрозыска УВД по ЮВАО выгрузил все письма из электронного почтового ящика адвоката с 2007 года, а его доверителя — с 2003 года. В постановлении же суда, разрешающем проведение ОРМ, речь шла о периоде с 2018 года. Часть конфиденциальной информации затем «всплыла» в судебном процессе, в котором принимали участие адвокат и его доверитель. Позднее выяснилось, что ОРМ проведено по ложному доносу другого адвоката. Суд признал полицейского виновным в превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) и назначил ему наказание в виде запрета в течение 3 лет занимать должности в правоохранительных органах.

Следует отметить, что судебное решение, разрешающее проведение СИТКС, зачастую дается в отношении периода, предшествующего дате судебного решения (например, за предшествующие полгода). В судебном решении в любом случае должен быть указан конкретный период, за который проводится ОРМ, также должно быть идентифицировано устройство, которого касается СИТКС, например, указываются номер мобильного телефона и его владелец. На практике сотрудники правоохранительных органов зачастую путают СИТКС с такими оперативно-розыскными мероприятиями, как прослушивание телефонных переговоров и наблюдение, что при условии получения судебного решения какой-то помощи стороне защиты оказать не может. Таким образом, снятие информации с технических каналов связи — важный способ получения нужных для правоохранительных органов сведений, помогающий в раскрытии и расследовании преступлений. Однако многие вопросы обеспечения прав и законных интересов граждан в процессе осуществления данного ОРМ остаются открытыми. О проведении данного ОРМ стороне защиты становится известно, как правило, при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ, хотя отдельные фрагменты полученной информации могут стать известными при ознакомлении с материалом дела об избрании меры пресечения, требующей получения судебного решения. При ознакомлении с результатами СИТКС адвокат анализирует и проверяет соблюдение требований закона как при проведении СИТКС, так и при оформлении его результатов, рассекречивании и передаче следственному органу для использования в качестве доказательства. В случае установления фактов нарушения закона при производстве СИТКС и оформлении его результатов адвокатом заявляется ходатайство о признании полученного доказательства недопустимым, что с учетом специфики конкретного уголовного дела (например, по делам о взяточничестве) может привести к прекращению дела и освобождению подзащитного от уголовной ответственности. В связи с этим, следует внимательно оценивать результаты СИТКС как доказательства с привлечением адвокатов, специализирующихся на оказании помощи по уголовным делам.


Возврат к списку

arrow
×
Консультация адвоката
×
Отправить новость