ВС РФ запретил использовать гражданское судопроизводство для устранения ошибок, допущенных в уголовном процессе
Сургутским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заведующий ортопедическим отделением бюджетного учреждения «Сургутская клиническая травматологическая больница» А. Вишняков был признан виновным в мошенничестве и получении взятки. За эти преступления мужчина получил 3 года и 6 месяцев колонии со штрафом в размере 2 миллионов 750 тысяч рублей. После вступления в силу приговора прокурор предъявил гражданский иск к Вишнякову с требованием о взыскании 1 миллиона рублей — именно такую сумму получил мужчина в результате совершения им противоправных действий.
Суды удовлетворили иск частично, взыскав с осужденного 780 тысяч рублей в доход РФ и 11 тысяч рублей в доход местного бюджета. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с мнением коллег не согласилась. Она отметила: квалификация одних и тех же действий одновременно и как преступления, и как сделки по нормам ГК РФ влечет разные последствия. Конфискация денег, полученных в результате взятки, возможна только по постановлению органа правосудия и только по итогам рассмотрения уголовного дела. Недопустимо применение меры уголовно-правового характера в гражданском судопроизводстве, тем более после вступления в силу итогового приговора. Связано это с запретом повторного осуждения за совершение одного и того же преступления.
Гражданское судопроизводство не может использоваться для исправления ошибок, допущенных в уголовном процессе, если таковые имели место, резюмировал ВС РФ. С учетом этих замечаний дело будет пересмотрено.
Решение Верховного Суда полностью соответствует действующему закону. Имущество, добытое в результате совершения указанных в законе преступлений, в частности сумма полученной взятки подлежит конфискации. Конфискация не является наказанием, относится к иным мерам уголовно-правового характера и выступает в качестве дополнительной меры уголовной ответственности за совершенное преступление. Как наказание, так и иные меры уголовно-правового характера назначаются судом при принятии итогового решения по делу – приговора. Назначение указанных мер вне производства по уголовному делу недопустимо.